Боди арт
[домой][назад][история][общая
инфа][галерея][проколы][что
такое тату][тату дешевле модных ваяний]
[кельтский стиль тату][виды
тату][иредзуми][медицина][направления в тату][уход за тату] [пирсинг]
[прогрессирующие
в последние время] [пишите
мне!][Maxidozовский
чатик][гостевая книжечка]
Прогрессирующий
в последнее время интерес к татуировке как таковой и, особенно, к этническим ее
направлениям определил необходимость написания этого произведения. Речь пойдет об
этническом татуировочном стиле, который имеет все права к тому, чтобы люди о нем
знали и помнили. Для историков, археологов, культуроведов и прочих научных специалистов
это произведение вряд ли имеет какую-либо ценность. В основном оно нацелено на
молодежные творческие массы, людей интересующихся историей и экзотическими видами
искусств, а также узкий круг специалистов работающих в области боди-арта.
Последняя волна татуировочной популярности имеет свое начало где-то в середине 80х, когда скудная информация по каплям сочилась со страниц молодежных и музыкальных журналов. Эти капли копились и сливались в мутные ручьи контркультуры пост-перестроечного периода, которые, в свою очередь, впадали в подземную реку городской субкультуры, которая однажды разлилась по улицам бурным потоком рок-движения. Далее, в связи с событиями 1991-1993 г.г., на советскую молодежь обрушилось цунами прозападной информации, сметая на своем пути старые устои, идеалы и жизненные принципы. Смерч пронесся по всей территории СССР, оставив за собой лишь осколки сверхдержавы. Цунами прошло, люди протерли глаза от песка, и что они увидели? Благодарная советская почва впитала в себя все, но вырасти удалось немногому, да и вряд ли это было то, что ожидалось. Вместо качественной продукции на прилавках магазинов оказались дешевые подделки, вместо веселья - наркотики, вместо нормальных человеческих взаимоотношений в духе советской сверхпорядочности - так называемые «деловые», базирующиеся на принципе «лучше нет влагалища, чем очко товарища».
Приблизительно тоже самое произошло и на «татуировочном фронте». На мутной волне популярности выплыла масса нуворишей, которые, пользуясь «тату-манией», попросту зарабатывали деньги переделывая чужие дизайны из журналов. Это вполне объяснимо, так как, когда отсутствуют идеалы и моральные ценности, искусство превращается в способ наживы или в игру мертвыми конструкциями. Вместо самодельных машинок появились фирменные, вместо казеиновой туши и «жженки» - татуировочные краски, но на смену армейским и уголовным мотивам (за исключением старых дизайнов рок-движения) пришли пост-наркоидальные фантазии или просто чушь, в прямом смысле этого слова. Произошла кастрация татуировочного языка - из него убрали все гласные. В стремлении подражать своим зарубежным сверстникам молодежь порой доходит до абсурда. На пляжах летом можно встретить дистрофика «заколотого» хищниками и черепами или, что еще чаще, молодежь, гордо несущую на себе кельтские орнаменты (такое впечатление, что молодежное население на треть состоит из ирландцев и немцев). Что это? Ошибки молодости, подражание или плоды интеллектуальной загруженности? Вопрос остается открытым. Мне кажется, что если и сходить с ума, то делать это надо красиво и грамотно. Для чего и предлагаю осветить основные направления, но не татуировки, а ее истории, как одного из направлений в искусстве - боди-арта, так как современная демографика претендует на художественную ценность, что немаловажно.
Изначально - что такое татуировка? Прежде всего это язык, информация о человеке, событиях его жизни, отражение его мировоззрения. Во-вторых, определение принадлежности человека к определенной группе, будь то племя, уголовная группировка или просто группа единомышленников. В том или ином случае человек ассоциирует себя с изображением на себе. Татуировка прилагалась к человеку еще с первобытных времен, отражая его мировоззрение. Развитие общества, приведшее к объединению в племена, сделало татуировку объединяющим фактором, призванным показать принадлежность к одному из племен, и являющимся языком, состоящим из примитивных символов сакрально-магического значения.
Дальнейшее развитие происходило и в эпоху тотемизма, когда племена делились по родам и имели определенного духа-предка, охраняющего род. Татуировка была незаменимым способом поведать об этом, и именно в этот период она переходит из категории массовой в элитарную. Теперь татуировались только военные вожди, жрецы и главы родов. Так продолжалось до середины средневековья. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что татуироваться стали члены различных тайных обществ, кланов и рабочих союзов (союзы каменщиков, мясников и т.д.). Новая волна популярности татуировки связывается с развитием мореходства и пиратства. С открытием новых земель европейцы встретились с татуированным населением Америки, Полинезии и Новой Зеландии (нужно добавить, что орнаментально-тотемический стиль этих племен стоял на высоком уровне и сохранился до наших дней). Моряки и пираты разнесли татуировку по Старому Свету и способствовали открытию портовых студий.
Следующая волна связана с западной экспансией на Восток (Индию, Китай и Японию). Это привело к популярности японо-китайского стиля татуировки, занимающего ведущие позиции до сих пор. В отличии от предыдущих стилей, восточный татуировочный стиль отражал местный фольклор и религиозно-мистические мотивы выполненные в своеобразной реалистической манере. В конце прошлого - начале этого века татуировка пользуется популярностью как в уголовной среде, так и в армейской. Открываются первые профессиональные студии в крупных городах (это связано с изменением техники нанесения татуировки, т.е. применение механических и электрических машинок). И если первые вернули татуировке ее первоначальное значение, то последние открыли новое направление в искусстве. Середина 60х связана с появлением так называемого «музыкального» стиля. Его пропагандировала молодежь, начиная музыкантами и заканчивая их поклонниками, накалывавшими себе татуировки связанные с джазом и рок-н-роллом.
И если раньше практиковались одно-двухцветные (красно-черные) изображения, то 20ый век - это эпоха цветных татуировок. В это же время появляются первые авангардные мотивы, начиная от копирования картин до выполнения высокохудожественных портретов и репродукций с фотографий. Татуировка этого периода представляет собой особую, интересную в художественном смысле, веху, дошедшую до наших дней. В наши годы, вместе с расцветом этнических мотивов, появляются и новые направления, такие как «кибернетическое», представляющее собой модификацию человеческого тела и конечностей, например: зарисовки суставов механическими соединениями, орнаменты из микросхем, прочие космические и мистические мотивы навеянные 21ым веком и психотропными препаратами. Вот собственно и вся история развития татуировки в человеческом обществе, отражающая поэтапное его развитие.
В настоящее время весь объем информации о татуировке поддается классификации и подразделяется на следующие виды: этнические - кельтские, индейские, индийские, новозеландские, японские, китайские и нововведенный «скифский» стиль (используются орнаментальные, космогонические, тотемические и фольклорные мотивы); армейские (определение по родам войск, информация о памятных событиях); уголовные (символы, памятные надписи, кастовая принадлежность, тотемические, религиозные); профессиональные (определение по профессии, т.е. поварские, музыкальные, садовнические и т.д.); анималистические (изображения животных, рыб и птиц); патриотические (изображения флагов, членов царской фамилии, национальных эмблем и символов); памятные (в память о событиях, портреты детей и умерших родственников); декоративные (все, от фантазий до бреда).
На территории СНГ татуировка прошла все, за исключением периода морских открытий и военных экспансий, фазы развития. Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для татуировки, были найдены на территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Следующий этап связан с «великим переселением народов» и индоевропейскими скифами, о которых еще М.В.Ломоносов сказал, «что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были».
Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ. Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, о которых известно, что они были татуированы вплоть до начала нашего века. О мотивах и орнаментах в искусстве этих племен можно судить по сохранившимся до наших дней сказаниях, домашней утвари и одежде. Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов.
И вот, когда татуировка популярна, оказывается что в арсенале татуировщика имеется армейский, уголовный и музыкальный стиль плюс фантазия, а остальное либо глупо, либо не нужно. Мне кажется, что порой стоит задумываться над тем, какие дизайны культивировать, а какие нет. Прозападная ориентация привела к жалкому подражанию, тогда как «под рукой» есть материал, позволяющий разработать новейшие дизайны и направления в области боди-арта на базе скифских орнаментов и славянского фольклора с элементами национальной стилизации. Но если с последним типом разобраться легко, то разработка «скифского» стиля требует определенных знаний, о чем и пойдет речь дальше.