Прогресируеший в последнее время…
[домой][назад][история][общая
инфа][галерея][проколы][что
такое тату][тату дешевле модных ваяний]
[кельтский стиль тату][виды
тату][иредзуми][медицина][направления в тату][уход за тату] [пирсинг]
[прогрессирующие
в последние время] [пишите
мне!][Maxidozовский
чатик][гостевая книжечка]
Прогрессирующий в последнее время
интерес к татуировке как таковой и, особенно, к этническим ее направлениям
определил необходимость написания этого произведения. Речь пойдет об этническом
татуировочном стиле, который имеет все права к тому, чтобы люди о нем знали и
помнили. Для историков, археологов, культуроведов и прочих научных специалистов
это произведение вряд ли имеет какую-либо ценность. В основном оно нацелено на
молодежные творческие массы, людей интересующихся историей и экзотическими
видами искусств, а также узкий круг специалистов работающих в области
боди-арта.
Последняя волна татуировочной популярности имеет свое начало где-то в середине
80х, когда скудная информация по каплям сочилась со страниц молодежных и
музыкальных журналов. Эти капли копились и сливались в мутные ручьи
контркультуры пост-перестроечного периода, которые, в свою очередь, впадали в
подземную реку городской субкультуры, которая однажды разлилась по улицам
бурным потоком рок-движения. Далее, в связи с событиями 1991-1993 г.г., на
советскую молодежь обрушилось цунами прозападной информации, сметая на своем
пути старые устои, идеалы и жизненные принципы. Смерч пронесся по всей
территории СССР, оставив за собой лишь осколки сверхдержавы. Цунами прошло,
люди протерли глаза от песка, и что они увидели? Благодарная советская почва
впитала в себя все, но вырасти удалось немногому, да и вряд ли это было то, что
ожидалось. Вместо качественной продукции на прилавках магазинов оказались
дешевые подделки, вместо веселья - наркотики, вместо нормальных человеческих взаимоотношений
в духе советской сверхпорядочности - так называемые "деловые",
базирующиеся на принципе "лучше нет влагалища, чем очко товарища".
Приблизительно тоже самое произошло и на "татуировочном фронте". На
мутной волне популярности выплыла масса нуворишей, которые, пользуясь
"тату-манией", попросту зарабатывали деньги переделывая чужие дизайны
из журналов. Это вполне объяснимо, так как, когда отсутствуют идеалы и
моральные ценности, искусство превращается в способ наживы или в игру мертвыми
конструкциями. Вместо самодельных машинок появились фирменные, вместо
казеиновой туши и "жженки" - татуировочные краски, но на смену
армейским и уголовным мотивам (за исключением старых дизайнов рок-движения)
пришли пост-наркоидальные фантазии или просто чушь, в прямом смысле этого
слова. Произошла кастрация татуировочного языка - из него убрали все гласные. В
стремлении подражать своим зарубежным сверстникам молодежь порой доходит до
абсурда. На пляжах летом можно встретить дистрофика "заколотого"
хищниками и черепами или, что еще чаще, молодежь, гордо несущую на себе
кельтские орнаменты (такое впечатление, что молодежное население на треть
состоит из ирландцев и немцев). Что это? Ошибки молодости, подражание или плоды
интеллектуальной загруженности? Вопрос остается открытым. Мне кажется, что если
и сходить с ума, то делать это надо красиво и грамотно. Для чего и предлагаю
осветить основные направления, но не татуировки, а ее истории, как одного из
направлений в искусстве - боди-арта, так как современная демографика претендует
на художественную ценность, что немаловажно.
Изначально - что такое татуировка? Прежде всего это язык, информация о
человеке, событиях его жизни, отражение его мировоззрения. Во-вторых,
определение принадлежности человека к определенной группе, будь то племя,
уголовная группировка или просто группа единомышленников. В том или ином случае
человек ассоциирует себя с изображением на себе. Татуировка прилагалась к
человеку еще с первобытных времен, отражая его мировоззрение. Развитие
общества, приведшее к объединению в племена, сделало татуировку объединяющим
фактором, призванным показать принадлежность к одному из племен, и являющимся
языком, состоящим из примитивных символов сакрально-магического значения.
Дальнейшее развитие, происходило и в эпоху тотемизма, когда племена делились по
родам и имели, определенного духа-предка, охраняющего род. Татуировка была
незаменимым способом поведать об этом, и именно в этот период она переходит из
категории массовой в элитарную. Теперь татуировались только военные вожди,
жрецы и главы родов. Так продолжалось до середины средневековья. Дальнейшее
развитие общества привело к тому, что татуироваться стали члены тайных
различных обществ, кланов и рабочих союзов (союзы каменщиков, мясников и т.д.).
Новая волна популярности татуировки связывается с развитием мореходства и
пиратства. С открытием новых земель европейцы встретились с татуированным
населением Америки, Полинезии и Новой Зеландии (нужно добавить, что
орнаментально-тотемический стиль этих племен стоял на высоком уровне и
сохранился до наших дней). Моряки и пираты разнесли татуировку по Старому Свету
и способствовали открытию портовых студий.
Следующая волна связана с западной экспансией на Восток (Индию, Китай и
Японию). Это привело к популярности японо-китайского стиля татуировки,
занимающего ведущие позиции до сих пор. В отличии от предыдущих стилей,
восточный татуировочный стиль отражал местный фольклор и религиозно-мистические
мотивы выполненные в своеобразной реалистической манере. В конце прошлого - начале
этого века татуировка пользуется популярностью как в уголовной среде, так и в
армейской. Открываются первые профессиональные студии в крупных городах (это
связано с изменением техники нанесения татуировки, т.е. применение механических
и электрических машинок). И если первые вернули татуировке ее первоначальное
значение, то последние открыли новое направление в искусстве. Середина 60х
связана с появлением так называемого "музыкального" стиля. Его
пропагандировала молодежь, начиная музыкантами и заканчивая их поклонниками,
накалывавшими себе татуировки связанные с джазом и рок-н-роллом.
И если раньше практиковались одно-двухцветные (красно-черные) изображения, то
20ый век - это эпоха цветных татуировок. В это же время появляются первые
авангардные мотивы, начиная от копирования картин до выполнения
высокохудожественных портретов и репродукций с фотографий. Татуировка этого
периода представляет собой особую, интересную в художественном смысле, веху,
дошедшую до наших дней. В наши годы, вместе с расцветом этнических мотивов,
появляются и новые направления, такие как "кибернетическое",
представляющее собой модификацию человеческого тела и конечностей, например:
зарисовки суставов механическими соединениями, орнаменты из микросхем, прочие
космические и мистические мотивы навеянные 21ым веком и психотропными
препаратами. Вот собственно и вся история развития татуировки в человеческом
обществе, отражающая поэтапное его развитие.
В настоящее время весь объем информации о татуировке поддается классификации и
подразделяется на следующие виды: этнические - кельтские, индейские, индийские,
новозеландские, японские, китайские и нововведенный "скифский" стиль
(используются орнаментальные, космогонические, тотемические и фольклорные
мотивы); армейские (определение по родам войск, информация о памятных
событиях); уголовные (символы, памятные надписи, кастовая принадлежность,
тотемические, религиозные); профессиональные (определение по профессии, т.е.
поварские, музыкальные, садовнические и т.д.); анималистические (изображения
животных, рыб и птиц); патриотические (изображения флагов, членов царской
фамилии, национальных эмблем и символов); памятные (в память о событиях,
портреты детей и умерших родственников); декоративные (все, от фантазий до
бреда).
На территории СНГ татуировка прошла все, за исключением периода морских
открытий и военных экспансий, фазы развития. Археологический материал позволяет
узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены
древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом
эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и
статуэтки, покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно
присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так
же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для татуировки, были найдены на
территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита.
Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток,
многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении
древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими
особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Следующий этап
связан с "великим переселением народов" и индоевропейскими скифами, о
которых еще М.В.Ломоносов сказал, "что из всех прародителей народа
русского, скифы не последними были".
Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней
приходятся на азиатскую часть СНГ. Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и
жителями крайнего севера, о которых известно, что они были татуированы вплоть
до начала нашего века. О мотивах и орнаментах в искусстве этих племен можно
судить по сохранившимся до наших дней сказаниях, домашней утвари и одежде. Менее
освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до
наших дней, и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду
с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный
момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества,
тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный
период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной
войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а
также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки
приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных
движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в
Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы
татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием
субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой
популярности татуировки уже к середине 90х годов.
И вот, когда татуировка популярна, оказывается, что в арсенале татуировщика
имеется армейский, уголовный и музыкальный стиль плюс фантазия, а остальное
либо глупо, либо не нужно. Мне кажется, что порой стоит задумываться над тем,
какие дизайны культивировать, а какие нет. Прозападная ориентация привела к
жалкому подражанию, тогда как "под рукой" есть материал, позволяющий
разработать новейшие дизайны и направления в области боди-арта на базе скифских
орнаментов и славянского фольклора с элементами национальной стилизации. Но
если с последним типом разобраться легко, то разработка "скифского"
стиля требует определенных знаний, о чем и пойдет речь дальше.
На территории СНГ татуировка прошла все, за исключением периода морских
открытий и военной экспансии, фазы развития. Археологический материал позволяет
узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены
древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом
эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и
статуэтки покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно
присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а
так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для татуировки, были найдены на
территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита.
Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток,
многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении
древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими
особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Следующий этап
связан с "великим переселением народов" и индоевропейскими скифами, о
которых еще М.В.Ломоносов сказал, "что из всех прародителей народа
русского, скифы не последними были". Дальнейший ход развития татуировки
проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ.
Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, о которых
известно, что они были татуированы вплоть до начала нашего века. О мотивах и
орнаментах в искусстве этих племен можно судить по сохранившимся до наших дней
сказаниях, домашней утвари и одежде. Менее освещаемая, но более мощная
уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней, и является
конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной
религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно
единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о
смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в
истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти
изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также
армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки
приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных
движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в
Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы
татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием
субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой
популярности татуировки уже к середине 90х годов. И вот, когда татуировка
популярна, оказывается что в арсенале татуировщика имеется армейский, уголовный
и музыкальный стиль плюс фантазия, а остальное либо глупо, либо не нужно.
Кажется, что порой стоит задумываться над тем, какие дизайны культивировать, а
какие нет. Прозападная ориентация привела к жалкому подражанию, тогда как
"под рукой" есть материал, позволяющий разработать новейшие дизайны и
направления в области боди-арта на базе скифских орнаментов и славянского
фольклора с элементами национальной стилизации. В этой главе мы попытаемся
проанализировать события, происходившие на татуировочном фронте в Москве
периода 1980-2000гг.Весь объем информации условно делится на два раздела-до и
после первой татуировочной конвенции проходившей в клубе" Эрмитаж"
,ныне несуществующем, в1995году.Первый раздел посвящен созданию и развитию
профессиональной татуировки в Москве .Вторая часть опуса освещает процесс
создания первых профессиональных студий. ДО. С чего начнем?Москва начала
восьмидесятых.Описывать политические процессы занятие неблагодарное,поэтому перейдем
,к интересующему нас вопросу,сразу.Татуировка того периода,из-за
технологической особенности и среды,представляла собой сине-серые
мотивы,остатки былой полууголвной романтики ,встречавщуюся на руках возле
винных магазинов и во дворах.Особняком стояли военно-памятные мотивы
,приобретенные в период выполнения интернационального долга и прохождения
службы в Рядах Советской армии.Толчком к развитию татуировки послужила
молодежная среда,знавшая единственное , кроме государственных праздников и
комсомольских строек,массовых оттяжек-футбол.До сих пор на стадионах Москвы
можно ознакомится с синими,выцветшими до голубизны ,образцами нательной
графики,"незабиваемые" поверх и неподкрашиваемые.И вот 1985 год-чудо
произошло.До сих пор неизвестно кто певрвым оценил волшебные качества
Ленинградской туши "Колибри"(позже "Кальмар").Скорее всего
это были представители питерской рокабильной тусовки ,такие как Игорь Скандал,а
поскольку контакты Москва-Питер были не в пример нынешним, цветные татуировки
появились в столице незамедлительно. Представители московского
андеграунда,рокеры и панки вышли на улицу в полной боевой
раскраске.Отцом-основателем московского музыкального направления татуировки
стал Маврикий Слепнев,первым сделавший татуировки музыкантом группы"Мистер
Твистер".Далее 1986 год-первые серии рок -концертов и фестивалей
московской рок-лабораторией.Пыльные улицы летней Москвы наполнялись толпами
разрисованой черепами и драконами металлистами и носящимися по ночам рокерами
из первого московского мото-клуба "Street Wolfs".Обыватель в
шоке,безоружная милиция и комсомольские оперативные отряды перестали
контролировать улицы .Появившиеся не без помощи властей
"любера"(информация достоверная так как,многие представители этого
движения признавались в сотрудничестве с милицией,а некоторые были и вовсе
представителями дивизии Дзержинского)обьявили войну андеграунду,попутно обирая
простых обывателей. Уличная война привела к обьединению неформальной молодежи и
зачистке города от нежелательного элемента.Все эти события привели к тому что к
конец 80-х пришелся пик татуировочной популярности в около музыкальной тусовке
.Цветная татуировка,вызывавшая негативное отношение у обывателя ,милиции и
представителей уголовной среды (следствие консервативных
"понятий"),стала объединительным атрибутом у группы лиц прошедших
сквозь вышеописанные события.Это привело к основанию нескольких домашних студий
и изменению в подходе к самой татуировке и дизайнам(например ,я лично серьезно
занялся разработкой "скифского стиля",а также впервые попробовал
медовую акварель в действии,небезуспешно).Начало 90-х годов можно назвать
периодом освоения новых технологий,так как открытые границы привели к массовому
освоению зарубежной информации и технологии.Появляется фирменное оборудование и
краска(хотя,что касается оборудования,некоторые "кольщики" до сих пор
предпочитают механические машины,наверное в силу привычки),коллекционеры более
тщательно подходят к дизайну,а появление татуированных музыкантов,газетных
статей и телеинтервью возбудили интерес к татуировке в различных слоях
общества.1991год можно считать точкой отсчета в истории профессиональной
татуировки,так как спрос на нательную живопись позволил содержать первые
профессиональные студии. В1992 году,ваш покорный слуга, переболев
гепатитом,получил возможность подробно ознакомиться со средствами стерилизации
, и начал активную пропаганду борьбы за дезинфекцию ,так как простая
стерилизация (кипячение и протирание спиртом) оказалась беспомощна перед
вспышками инфекционных заболеваний,что ранее не встречалось из- за того что
круг татуированных был узок и случайные люди по списку не проходили. Ореол
популярности тату-арта расширялся и уже 1995 году стараниями московского
мото-клуба "Ночные волки" был проведена первая российская
татуировочная конвенция ,а это уже отдельный этап.
КОНВЕНЦИЯ. О роли этой конвенции судить рано,слишком мало прошло времени,так
что прерогативу ругать или хвалить оставим потомкам. Остановимся лишь на
нескольких моментах и хронологии. Что такое конвенция? Вопреки предвзятому
отечественному мнению,что конвенция это возможность и способ зарабатывания
денег татуировщиками,конвенция во первых :это профессиональный семинар,на
котором обсуждаются технологические и политические проблемы мастеров,во вторых
:демонстрация участниками своих личных достижений и международные встречи ,и
уже в третьих выставка и конкурсы,которые принципиального значения не имеет ,но
дает возможность прорекламировать отдельные работы перед прессой и публикой.
Нет ,конечно конвенция это праздник,но все таки не зоопарк и никак не
дополнение к концертной программе.Что же происходило в клубе"Эрмитаж"
в июне 1995 года?В Москву приехало множество татуировщиков,основная часть
которой все же была представлена москвичами.Из крупных зарубежных мастеров были
замечены:Лайл Татл,Хенки Пенки,Филипп Лео,Брайен Эверетт.И все бы было
замечательно если бы не ограниченное пространство,обилие пьяных людей (кстати
,алкоголь негативно влияет на качество наносимого рисунка ,из-за усиленого
кровообмена ,вследствие чего происходит растекание туши под кожей),и духота по
причине которой большинство именно татуировщиков,тусовалось в саду Эрмитаже.Это
не просто личное мнение,потверждение можно найти в одном из весенних номеров
"TATTOO ART"'international,в интервью по данному вопросу от Лайл
Татла,где последний поражался контрасту между городскими красотами и
гостинницы(кстати,многие американские конвенции проводятся именно в специально
арендованных гостинницах,куда можно приехать на неделю,так что не мудрено
изумление господина Татла,приехавшего в "Метрополь"),и местом
Проведения конвенции. Но нам то татарам ,лишь бы даром(поговорка),да и как
проводить конвенцию,когда многие татуировщики(даже московские!) впервые
встретились .Кстати несмотря на предыдущий абзац ,положительных моментов было
немало и главный из них это действительно знакомство и дальнейшее общение
мастеров. В общем было весело.Люди пили,курили,делали тату ,общались,потом был
конкурс,вручал призы Лайл Татл(Лучший татуированный человек России-Игорь
Аверьянов-работа Китайца) ,далее был концерт ,было очень громко ,потом помню
все отрывочно ,но говорят ,что было так же хорошо .На конвенции помимо
иностранцев
были:Китаец,Литва,Лаврик,Фантик,Маврик,Ганс,Богдан,Батя,Тычинин,Миха. Для более
отчетливого понимания приводим отдельные видео отрывки с этой конвенции,
питерского конкурса "Экзотика" ,и конвенции в Сан-Франциско.